Гигиена
нервной системы дошкольника
Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у них не могут,как у взрослых, концентрироваться только в определенных центрах, а склонны распространяться по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы. Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.
Правильный режим — это рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей
в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.
Строгое соблюдение режима дня, начала и конца всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время
приводит к возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду
деятельности, который ему предстоит выполнить, и все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.)
протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Каждая группа
имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.
Двигательная активность детей дошкольного возраста. Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активируются процессы роста и развития. Вследствие дефицита мышечной активности, более присущего городским детям, в организме происходят изменения, нарушается деятельность всех его систем, чаще - обмен веществ. Итак маленькие дети испытывают огромную потребность в движении, что является для них средством приспособления к жизни, познания окружающего мира. Сколько движений делает за день здоровый ребенок? Ученые считают, что 5-6 летние девочки делают в среднем за сутки - 10 000, а мальчики - 12 000 локомоторных (шаговых движений). Какой вывод следует из сказанного выше? Прежде всего, в каждой семье родители должны, по возможности, создавать условия для занятия детей физическими упражнениями. Хорошо, что дома был спортивный уголок. Он может занимать около 2 кв.м. в комнате или прихожей. Здесь должны быть мелкие физкультурные орудия (мячи разных размеров, обручи, палки, скакалки,мешочки с песком), прикрепленная к стене лесенка со съемными перекладинами, что позволяет подвешивать на нее качели, канат, веревочную лестницу. Кроме того, желательно, чтобы у детей были велосипед, санки, лыжи, коньки, кольцеброс, кегли и т.д. Но роль родителей не ограничивается только созданием условий. Они должны руководить двигательной активностью своего ребенка. Почему это нужно? Потому что наши дети совершенно разные по характеру и темпераменту. Бывают вялые, малоподвижные, которые делают все медленно, с частыми остановками и отдыхом. Они отдают предпочтение спокойным, тихим играм, играют преимущественно сами. А что умеет ваш ребенок? Вовремя задуматься над этим вопросом очень важно, ведь именно движение является одним из средств хорошей подготовки ребенка к школе, потому что помогает ему в овладении знаниями и умениями. Как показали научные исследования, с помощью движений можно с большой эффективность учить детей говорить, считать, писать. Объясняют они это тем, что двигательный центр в коре головного мозга находится "по соседству" с центром речи, письма. Итак, возбуждение, возникающее в двигательном центре, стимулирует работу близко расположенных зон, которые обеспечивают умственную деятельность. Где можно обучать движениям, их правильному выполнению? Во время прогулки, утренней гимнастики, в подвижных играх. На зарядку становись! Все родители знают, что двигательная активность ребенка полезна для развития - не только для физического, но и психоэмоционального развития. В движении ребенок развивает координацию, ловкость и мышечную силу. Отсутствие регулярных физических упражнений приводит к формированию в сознании малыша модели малоподвижного образа жизни, что в свою очередь, ведет к развитию серьезных заболеваний в будущем. Однако не все понимают, что приучить малыша к физическим упражнениям нужно с раннего детства. Сегодня реалии жизни таковы, что родители проводят все меньше времени с детьми - работа, детский сад, бытовые заботы. По факту, многие мамы и папы имеют возможность общаться со своими детьми ранним утром и поздним вечером. К сожалению, все меньше родителей уделяют физическому развитию малыша достаточно времени. Приводя ребенка домой, многим легче занять его спокойными играми, рисованием, а в худшем случае - телевизором или компьютером. Безусловно, дошкольное учреждение уделяет достаточное внимание физической подготовке наших детей: проводятся физкультминутки, занятия по физической подготовке и т.д. Но нельзя преувеличивать роль детских садов в этом процессе. Замечательным выходом из данной ситуации является утренняя гимнастика. Утренний комплекс упражнений занимает немного времени и позволяет зарядиться бодростью на весь день не только ребенку, но и родителям. К тому же, зарядка может стать добрым ритуалом и средством сближения членов семьи. Итак, утренняя гимнастика должна стать ежедневной процедурой уже со второго года жизни ребенка. Любая физкультурная пауза, в том числе и гимнастика содержит следующие основные движения: ходьба, бег, прыжки, танцевальные движения, упражнения на развитие равновесия, силы, гибкости, укрепление осанки и т. д. Среднее время проведения зарядки - 10 минут. в зависимости от возраста ребенка вы можете уменьшать или добавлять по 5 минут. Выполняя утреннюю гимнастику вместе с ребенком, соблюдайте следующие простые правила: - Зарядку лучше проводить совместно с ребенком, выполняя те же упражнения, что и он. Малышу будет наглядно видно, как делать то или иное упражнение, а вам просто весело.
- Упражнения должны быть максимально простые. Не стоит нагружать ребенка запоминанием сложных комплексов движений.
- Желательно постоянно чередовать комплексы упражнений, т.к.дети быстро теряют интерес.
- Используйте музыку! Однако следует учитывать, что лучше подбирать музыку со средним темпом. При быстром темпе дыхание ребенка может быть недостаточно глубоким, а при медленном - происходит задержка дыхания на вдохе.
- Играйте! Скучная череда наклонов и прыжком быстро наскучит и вам, и особенно малышу. Используйте комплексы утренней гимнастики в стихотворной форме. Польза утренней гимнастики для ребенка не вызывает никаких сомнений. Дорогие мамы и папы, не поленитесь, подберите комплексы упражнений и уделяйте этому 5-10 минут каждое утро. Результат в виде здорового и счастливого малыша не заставит себя ждать.
|